Поиск по сайту:  



Фотогалерея

Хоббит: Нежданное путешествие

09.01.2013

Просмотров: 2971


«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» О. Янковский, «Тот самый Мюнхгаузен»


Иллюстрация М. Беломлинского к сказке Дж. Р. Толкиена «Хоббит»

Те, кто знаком с оригинальной сказкой Дж. Р. Толкиена «Хоббит», вероятно, хорошо помнят, что она искрится юмором, изобилует шутками и забавными ситуациями. Увы, в стремлении повторить успех своей кинотрилогии «Властелин колец» Питер Джексон превратил шутливую толкиеновскую детскую сказку в мрачную сагу, рядом с которой «Сильмариллион» выглядит милыми комиксами. Предводитель гномов Торин Дубощит, в отличие от своего литературного персонажа, одержим не тягой к золоту, а стремлением вернуть утраченное королевство. И потому неизменно мрачен, суров и неразговорчив. Вредных привычек нет, характер строго нордический, одержим благородной ненавистью — ко всем подряд: ненавистью к дракону Смаугу (захватил королевство гномов), к эльфам (не помогли отбить атаку дракона, который захватил королевство гномов), к предводителю эльфов Элронду (возглавляет эльфов, которые не помогли отбить атаку дракона, который захватил королевство гномов), к недобитому им же самим крюкорукому вожаку гоблинов. В почёте у питерджексоновского Торина Дубощита и его верных гномов — в отличие от литературных прообразов — в первую очередь не кузнецы и воины, а купцы и воры (весьма занятная табель о рангах, не правда ли?).

Соответственно и Бильбо Бэггинсу предлагают должность Вора — здесь уместно будет напомнить, что в сказке Толкиена Бильбо претендует на вакансию Взломщика. Не кажется ли вам, что это как бы не совсем одно и то же?

Впрочем, и в сюжетном плане с фильмом далеко не всё в порядке — сюжетными косяками фильм пестрит тут и там. Прежде всего, совершенно непонятно, с чего это Бильбо Бэггинс, едва избавившись от незваных гостей (куда более бестактных и бесцеремонных, нежели в сказке Толкиена, и слегка смахивающих своими повадками на некоторых гостей российской столицы), на следующий день вдруг ломится вслед за ними с собственноручно подписанным контрактом. В сказке Толкиена, если вы помните, он находит не контракт, а записку Гэндальфа с указанным в ней временем встречи, и будучи исключительно вежливым и воспитанным хоббитом, почти бессознательно бросается в назначенное место, чтобы избежать опоздания и не заставлять вчерашних гостей ждать, а уж потом оказывается перед фактом своего участия в походе.

В сказке Толкиена во время спора с суеверными гномами Гэндальф весьма находчиво аргументирует необходимость участия Бильбо в походе: мол, не хотите брать с собой Бильбо, дорогие гномы — отправляйтесь в поход втринадцатером и получите сполна всё, что причитается за такое число участников. В фильме Гэндальф долго и муторно убеждает гномов, что именно Бильбо обладает необходимыми физическими параметрами для проникновения в логово дракона Смауга. Словно речь идёт не о дружеском визите в захваченное драконом гномье королевство, а о квартирной краже в спальном районе. Чему, как мы помним, вполне соответствует и слегка видоизменённая сценаристами по сравнению с оригиналом должность главного героя.

Не менее оригинально и сюжетное решение встречи с горными троллями, в ходе короткой, но энергичной стычки с которыми они пытаются — опять-таки в лучших традициях западного кинематографа — взять в заложники самого Бильбо Бэггинса, после чего приказывают гномам бросить оружие и не двигаться с места. Неизвестно с какого перепугу в «Хоббита» перекочевал маг Светлого Совета Радагаст Карий, которого упомянул Гэндальф в трилогии Толкиена на совете Элронда. С того же перепугу появляется в «Хоббите» и предводитель Светлого Совета Саруман в исполнении Кристофера Ли — здесь ему уготовано сценаристами скептически отнестись к известию Гэндальфа о появлении в местных лесах загадочного Некроманта (будущего Саурона), который, в свою очередь, также не смог долго усидеть за кулисами и выскочил на экран уже в первой половине фильма, не дожидаясь, пока Гэндальф пожалует к нему согласно сюжету сказки Толкиена. Зато добродушного оборотня-медведя Беорна сценаристы неизвестно почему предпочли вырезать (или по крайней мере упрятать до лучших времён).

Самое же интересное, что Гэндальф в «Хоббите» непонятно отчего выглядит лет на сто старше себя самого во «Властелине колец», несмотря на то, что события в первом фильме происходят за шестьдесят лет до событий второго — то ли сразу же после путешествия с Бильбо и гномами он сделал себе пластическую операцию, то ли исполнитель роли Гэндальфа Иен Маккеллен в перерыве между съёмками «Властелина колец» и «Хоббита» пил не просыхая, то ли в Голливуде грим закончился. Ко всему прочему, волей постановщиков озорной маг Гэндальф превратился в «Хоббите» в настолько озабоченного и удручённого проблемами старца, словно в Средиземье сбросили на парашютах три дивизии вооружённых крупнокалиберными дробовиками Сауронов с кольцами всевластья на всех десяти пальцах у каждого.

За диалоги можно смело ставить отдельный и жирный «кол»: герои фильма открывают рот главным образом для того, чтобы в лучших голливудских традициях изречь пространный монолог о Добре и Зле или поведать высоким штилем о бездонной глубине своей скорби. Если во «Властелине колец» народ общался между собой более-менее по-человечески, обмениваясь какими-то повседневными репликами, даже посмеиваясь друг над другом, то в «Хоббите» персонажи не разговаривают — они вещают. Зато в самые, казалось бы, удачные и подходящие для метких фразочек моменты, когда зрители уже затаили дыхание и ждут коронной фразы — рты у героев вдруг словно наполняются ватой, и они то глухо молчат, то мямлят нечто невнятное. Слова не выучили? Суфлёр заболел? Венец творенья — искромётную, полную неповторимого толкиеновского юмора сцену с горными троллями в начале путешествия — любой студент ВГИКа сумел бы поставить так, чтобы зрители катались по полу от хохота. Питер Джексон же зрителям ясно дал понять: вам тут не шоу Бенни Хилла, а фэнтэзийно-историческая драма, и портить дешёвой клоунадой сурьёзное кино о судьбах Средиземья никто ради зрителей не намерен.

Бесспорно, местами фильм исключительно зрелищный. И если бы не картонные герои-киборги и не эпическая серьёзность, то смотреть его можно было с большим удовольствием.

Автор сайта

Комментарии

Добавить новый комментарий:

Как вас зовут:

Прим. автора сайта: премодерация всех комментариев.

комментариев не найдено — ваш может стать первым!


© «Таксор». Интернет-мастерская М. Ю. Уткина.